Топонимика

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
В основу данного сайта положена интереснейшая книга под названием "Занимательная топонимика" автор: Г.П. Смолицкая 
Автор данного сайта надеется на то, что использованная информация поможет всем кого она заинтересовала в повышении уровня своих знаний и расширения кругозора. 
Вкладывая усилия по созданию данного сайта так же можно предположить, что он будет успешно развиваться принося пользу людям.

Всем кто посетил этот сайт и почерпнул здесь нужную ему информацию просьба обязательно при копированиии и использовании текстов статей обязательно ссылаться на данный сайт.

Так же можно связаться с автором сайта по email или обсудить некоторые вопросы на форуме сайта.

Предложения по улучшению и развитию сайта приветствуются!



Лингвистический прицел

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
«Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли», — пишет в своей замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский. И действительно, язык является средством для достижения определенной цели: один человек говорит, другой слушает и понимает его; с помощью слов человек выражает свои мысли и как бы передает их другим — возбуждает мысль с помощью внешних знаков — слов. Это происходит благодаря языку. А как же устроен язык? Какова структура языка? Чтобы это узнать, для этого необходимо произвести лингвистический анализ.
Обратимся к примеру. Герой повести В. Туполева «Ночной полет» выбирает точку для наведения на цель через оптический прицел, где посредине прицела сетка и в центре две перекрещивающиеся линии. Если цель попала в центр перекрещивающихся линий, то наведение является точным: «Штурман берет в руки секстант, какую звезду визировать? Ладно, Арктур. Сегодня он хорошо виден, и расчеты по нему менее сложны, чем по планетам...

Штурман ловит звезду видоискателем и пускает секундомер. Арктур чуть подрагивает в крошечном пузырьке в центре поля».
Ну а возможны ли такие «наведения» в языке? Можно ли «поймать» слово в перекрещивающиеся линии, чтобы оно оказалось в центре и мы смогли бы сделать лингвистический анализ? Оказывается, что вполне возможно. В этом нам помогут знания о строении языка.
Вспомним нередкие случаи из школьной жизни. Отвечая заданный урок по английскому языку, вы вдруг забыли нужный глагол. Ваша память «автоматически» начинает выбирать его из ряда других глаголов, далеких и близких по смыслу. Один — далекий по смыслу, не" подходит — отбрасывается, другой — уже ближе. А вот и он сам, тот глагол, который наиболее полно и конкретно поможет оформить вашу мысль.
«Димка не мог сдержать восхищения.
—    Как у вас здорово. Птица! Все как настоящее! Днем — солнце, ночью — звезды! И ветер, и лес, и птицы...
—    Обычная... — девочка поискала подходящее слово, — палатка.. Ну, по-вашему, — туристский комплект».
Так подыскивает нужное слово из ряда подходящих по смыслу слов героиня фантастической повести Л. Панасенко «Поиграй со мной» девочка-инопланетянка, живущая вместе со своим братом на научно-исследовательской станции в снегах Северного полюса.

Пример этот не единственный. Можно привести множество примеров, в которых говорящий или пишущий выбирает одно наиболее точное слово из ряда далеких и близких по значению слов для описания названий предметов, явлений природы, окружающей нас действительности: «Дядюшка огляделся, подбирая сравнение. Оно должно было быть хлестким и кратким. Что-нибудь вроде пословицы или афоризма. Требовалось выразить в одной фразе все свое превосходство над этим Кукипиреем» (Л. Платонов. Повесть о Ветлугине).
Каким образом мы выбираем необходимые слова из нашего словарного запаса? Каким законам и правилам подчиняются слова в языке? Чтобы это узнать, нам необходимо исследовать язык с помощью основных приемов и методов исследований.

Ученый-лингвист проф. Л. А. Новиков в своей книге «Искусство слова» использовал своеобразный «лингвистический микроскоп», благодаря которому становится хорошо видимым то, что обычно остается незамеченным. Постараемся и мы исследовать язык с помощью «лингвистического микроскопа» и рассмотреть, как работает механизм языка.
Слова живут в языке не сами по себе, а подчиняются законам языка, определенным правилам. Если мы будем рассматривать слово под «лингвистическим микроскопом», то увидим, что оно может входить сразу в два перекрещивающихся ряда. Один ряд — горизонтальный. Второй — вертикальный. Подыскивая необходимое нам слово, мы условно двигаемся по горизонтальному ряду слов, который называется синтагматическим (от греч. syntagma — нечто соединенное). Примером синтагмы может послужить сочетаемость слов. Второй ряд слов — вертикальный называется парадигматическим (от греч. рагаdeigma — пример, образец).
В «Учебном словаре сочетаемости слов русского языка» под редакцией П. Н. Денисова, В. В. Морковкина даны сочетания слов, показывающие синтагматические отношения. Для примера возьмем слово звезда и проанализируем возможные сочетания с ним.ЗВЕЗДА, род. звезды, мн. звезды, род. звезд, дат. звездам, ж.

1. Небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем; любое небесное тело, видимое простым глазомв форме светящейся точки на небе.
Далекая, новая, большая, крупная, маленькая, яркая, мерцающая, падающая, вечерняя, утренняя...звезда; частые, редкие... звезды. Звезда какой-л. (первой, второй...) величины: звезды северного (южного) полушария, северных (южных) широт.
Свет, сияние, мерцание, падение... звезды; изучение, температура, масса, плотность... какой-л. звезды;число, количество, мириады (книж.)... звезд. Расстояние... до какой-л. звезды. Наблюдение... за звездами.
Открыть, увидеть, узнать, искать (на небе), найти(на небе), рассматривать (в телескоп), изучать... какую-л. звезду. Достичь, достигнуть...какой-л. звезды.Любоваться. ..звездами.
За звездами (наблюдать...). К звездам (лететь.—,стремиться—...). О звездах (узнавать что-л.—, читать—, рассказывать — ...). На звезды (смотреть— ...). По звездам (ориентироваться — , определять что-л. (направление...).
Звезды восходят, появляются (на небе), загораются, светят, сияют, мерцают, сверкают, блестят, горят,становятся ярче (бледнее), бледнеют, меркнут, гаснут...
Воздух был свежий и холодноватый, на чистом небе сияли крупные звезды (Достоевский). Небо —безоблачно, в-резких ясных звездах (А. Н. Толстой).

Примером синтагматических отношений может также служить и грамматическая сочетаемость — каксвязь элементов в конструкции, предложении. Например, для существительных определение рода, числа ипадежа: звезда — женский род, единственное число,именительный падеж; морфемная сочетаемость, когда производящая основа сочетается с определенными суффиксами и приставками, присоединяясебе определенные окончания, образуя названия предметов, явления действительности; звезда — звезд-ный; звезд-о-лет; к звезд-е; звезд-н-ое; за звезд-ой ит п.; лексическая, когда происходит сочетаемость смыслов: он любовался полярной звездой (вэтом примере слово звезда — 'небесное тело, видимоепростым глазом в форме светящейся точки на небе';на сцене появилась суперзвезда (о деятеле искусства); синтаксическая, когда слова употребляются вопределенных конструкциях: -интересоваться чемлибо — звездой, восторгаться чем-либо — звездой ит. д. Вот этот «горизонтальный» ряд и будет составлять синтагматические отношения в речи. А вот парадигму мы можем увидеть в склонении слова по падежам:

И. п. звезда
Р. п. звезды
Д. п. звезде
В. п. звезду
Т. п. звездой
П. п. (о) звезде
В значениях многозначного слова, в отношения хсинонимии, антонимии:
— звезда:
1.  Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
2.  О деятеле искусства, науки, о спортсмене; знаменитость.
3.  Геометрическая фигура, а также предметы с треугольными выступами по окружности.

110-111
звезда -знаменитость, светило, имя, известность.

Если мы подставим слово звезда под «лингвистический микроскоп», то «увидим* следующую схему:
ЗВЕЗДА→полярная, далекая, мерцающая, красивая синтагматические отношения {горизонтальный ряд)
↓небесное тело
светящаяся точка
Солнце
светило
Планета
небесное тело
Земля
мир
свет
земной шар
шарик
Комета
небесное тело
светящееся пятно
световая полоса в форме хвоста
туманное пятно
парадигматические отношения (вертикальный ряд)
Синтагматические отношения описываются словарями сочетаемости, а парадигматические — словарями синонимов, антонимов.
Впервые взаимосвязанные ряды — синтагматические и парадигматические — описал в начале нашеговека известный швейцарский лингвист Фердинанд деСоссюр.
К основным измерениям семантического пространства языка — синтагматике и парадигматике — ученыедобавляют еще и третье измерение — деривационное (лат. derivato — отведение, отвод), котороеобразует словообразовательный ряд: звезда — звездный — межзвездный.
Говоря о системности языка и его «механизмах», Л. А. Новиков отмечает, что «языковые единицы хранятся в нашем сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» — парадигм, само же употребление этих единиц в речи(типовая сочетаемость) определяется их внутренними свойствами, тем, какое место занимает та или инаяединица среди других сходных единиц класса. Такоехранение «языкового материала» является удобным и экономным. В нашей повседневной жизни мы имеем дело с порождением и восприятием речи, т. е. осмысленной последовательностью языковых единиц, и не замечаем обычно никаких парадигм. Тем не менее они — одна из основ знания языка. Ведь не случайно, когда вы делаете ошибку, вас просят просклонять или проспрягать то или иное слово, образовать определенную форму, уточнить значение, иными словами, обратиться к правильному образцу — парадигме, к тому, что остается за пределами текста. Парадигма напоминает собой своеобразную обойму, из которой извлекается необходимая грамматическая словоформа или семантический вариант слова так, чтобы слова были грамматически и семантически согласованы друг с другом, а сами предложения — правильно построены».
Действительно, говоря о системности лексики, мы имеем в виду строгую и логическую упорядоченность лексических объединений слов. Мы всегда можем выбрать необходимое нам слово из нашего «запаса» вовремя и в нужную минуту. Лексику языка можно рассматривать как упорядоченное множество элементов, связанных определенными отношениями.
Конечно, в лексике не все системно: в ней имеют место и явления асистемные. Однако более существенно другое: с помощью достаточно ограниченного набора правил можно привести в систему подавляющее большинство элементов лексики. По словам член-корреспондента АН СССР Ю. С. Степанова, «вся лексика образует систему в силу того, что каждое слово и соответственно каждое понятие занимают в этой системе определенное место, очерченное отношениями к другим словам и понятиям. Благодаря этому язык может выполнять одно из своих важнейших назначений — быть средством хранения информации, накопленной общественным опытом человечества».
 
Похожие статьи:
Перейти на главную страницу Об именах собственных


free counters

Реклама Сапе