Топонимика

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
В основу данного сайта положена интереснейшая книга под названием "Занимательная топонимика" автор: Г.П. Смолицкая 
Автор данного сайта надеется на то, что использованная информация поможет всем кого она заинтересовала в повышении уровня своих знаний и расширения кругозора. 
Вкладывая усилия по созданию данного сайта так же можно предположить, что он будет успешно развиваться принося пользу людям.

Всем кто посетил этот сайт и почерпнул здесь нужную ему информацию просьба обязательно при копированиии и использовании текстов статей обязательно ссылаться на данный сайт.

Так же можно связаться с автором сайта по email или обсудить некоторые вопросы на форуме сайта.

Предложения по улучшению и развитию сайта приветствуются!



"Сигнал" на употребление

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Слова как бы закрепляются за определенными стилистическими пластами лексики: нейтральным, разговорным, книжным, просторечным и др. Принадлежность слова к определенному стилю как бы «говорит», «сигнализирует» о дальнейшем стилистическом употреблении слов в тексте. Иначе говоря, каждое стилистически окрашенное слово является, если можно так сказать, конкретным «сигнализатором», который определяет сферу употребления новых слов, выводит их на указанную стилистическую орбиту в тексте. Слова согласуются не только по смыслу, но и по стилевой однородности. Поэтому слово в тексте может выступать как «сигнализатор» определенного стилевого строя текста. Рассмотрим для примера группу слов, обозначающих передачу письменной информации в русском языке, которые помогают создавать сферу определенной стилистической значимости в тексте: писать, написать, расписать, строчить, накатать, черкануть.


Вначале приведем слова с стилистически нейтральным «сигнализатором». Так, к ним относятся писать и написать. Письма от отца мы получали редко. Отец писал мало и все одно и то же (А. Гайдар. Школа); Но Андрей ошибся: поздней осенью он коротко и обиженно написал, что, нет, ничего не выйдет, из госпиталя его выписывают, но отправляют обратно на фронт (В. Распутин. Живи и помни). В этих примерах слова писать и написать дают как бы «сигнал» для употребления окружающих нейтральных слов: осень, госпиталь, письмо, отец, мало, отправлять, фронт, выписывать и др.

Теперь укажем слова с разговорным, если можно так сказать, «сигнализатором»: расписать, строчить, черкануть.

Слово расписать обозначает в русском языке 'начав писать, увлечься'. Вот как использует слова писать и расписать С. Воронин в рассказе «Чужое письмо»: Он вычеркнул слово «Оля» и продолжал писать:

«...Да, тогда будет поздно, но сейчас еще есть возможность. Только надо понять со всей серьезностью, что мы с тобой теряем...»

— Ну, что уж так расписался! — с неловкой усмешкой в голосе сказал Денисов. — И не стоит она того, чтоб столько времени на нее тратить...

...— Это ты все здорово, Владимир Николаевич, расписал. Все в точности понял, что испытываю... Даже растрогал...

— Ну ладно. Перепишешь и посылай.

—   Да нет, хоть это и так, а не годится оно. Ты не знаешь мою Александру: ведь она задерет нос, когда получит такое письмо... —   Разве это самое главное? Если она тебе дорога, я бы так написал.

—  Со стороны-то легче, — качнул головой Денисов, — а вот когда самого касается, тут другое дело... К ней нельзя на карачках ползти, тогда совсем житья не будет».

Два героя и две речевые характеристики. Стилистически нейтральный глагол писать окружают слова одинаковой стилистической значимости: поздно, понять, со всей серьезностью и т. д. Разговорный расписать — и автор употребляет стилистически сниженные слова: Александру, задерет нос, на карачках ползти и т. д.

Глагол строчить имеет значение 'быстро, наскоро написать' (разг. шутл.): Торопитесь? — сказал заседатель с уничтожающим сарказмом в голосе...

— Сочинять министерские циркуляры?..

Или...

В глазах Кострова пробежало что-то быстрое и холодное, как змейка.

—   Или строчить доносы вашему куму, исправнику?.. (В. Г.Короленко. Феодалы); Нет. Деньги, правда, берет, но с гримаской, будто одолжение делает. Тогда во имя какой своей мечты она с утра до вечера высиживает в скучной технической конторе, а потом с усердием строчит донесения, вместо того, чтобы переписывать в альбомчики с розочками вирши поэтов или сочинять любовные послания?

—   ...Загадка...

—   Все,- кажется, — с облегчением вздохнула Зиночка, распрямляясь и вытирая кружевным платком нос (В. Понизовский. Час опасности). И в тексте мы встречаем такие же слова, имеющие сниженный характер употребления: министерские циркуляры, куму-исправнику, гримаска, альбомчики, розочки, вирши поэтов и т. п. Глагол черкануть имеет значение 'написать немного' (разг.): А вы черканите ему письмишечко, чтоб пришел по срочному делу (Л. М. Леонов. Нашествие). И в тексте: письмишечко (пренебрежительное, разг.) и т. д. и т. п.

Наконец, укажем слова с просторечным «сигнализатором». К ним относится и глагол накатать, толкуемый в словарях русского языка как 'написать быстро':

Думаешь, нам не ясно, для чего ты вдруг не поленилась на трех листках заявление накатать (В. П. Беляев. Старая крепость). И в тексте мы находим слова сниженного стиля: на листках. Приведем еще примерс просторечным «сигнализатором». Писатель В. Распутин в повести «Прощание с Матерой» создает речевую характеристику своих героев путем использованиядиалектных слов: завтри, оттуль, неймется, охолодали,ишь, мужик; просторечных: обалдевший, поозиравшись, пуще:

...И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать — чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай.Избу чтоб мне не поганил. Запомнил? — Запомнил, — кивнул обалдевший, ничего непонимающий мужик. И, поозиравшись еще, ушел. А Дарья заторопилась, заторопилась еще пуще.Ишь, зачастили, неймется им, охолодали.


Как мы видим, с помощью отбора определенных лексических средств и создается единаянормативно-лексическая связь. Стилистическая нагрузка определяется путем насыщения текста словами одного стилистического пласта, повтором однородныхединиц — стилистического согласования, образующих единое целое текста. Когда мы говорим о стилистическом «сигнализаторе», то имеем в виду его «цюдсказку»  дальнейшего употребления определенных  слов.

48-49


В стихотворении Е. Евтушенко «Злость» нам встретилось слово бросьте, закрепленное за определенной сферой речевой деятельности (разговорное), и оно «сигнализирует» о дальнейшем насыщении текста словами тех же стилистических свойств:

И я вам расскажу сейчас о

злости.

Когда перед собраньем шепчут:

«Бросьте!

Вы молодой, и лучше вы пишите,

а в драку лезть покамест не

спешите...»

А я не уступаю ни черта:

быть злым к неправде —

это доброта!

Но иногда мы можем встретить слова, как бы закрепленные за определенной стилистической сферой употребления, а в конкретном тексте меняющие эти свои свойства. Влияние на них оказывают соседние слова. Текст может придавать дополнительную окраску словам, способствовать переходу из одного стилистического пласта в другой, а в некоторых случаях стилистически окрашенные слова вообще остаются без окраски. Приведем пример использования нейтрального слова в таком тексте, где оно приобретает новую стилистическую помету:


12 скоро. Пора уматывать.

Как ваши лица струятся матово.

В них проступают, как сквозь экраны,

все ваши радости, досады, раны.

(А.Вознесенский. Прощание с Политехническим).


Слова струиться — 'течь струями, не сильным потоком' и матово — 'без глянца; тускло' словари русского литературного языка дают без всяких помет, т. е. относят к нейтральным. Но в данном тексте они приобретают сниженную окраску. Возникает явно ощутимая сниженная экспрессия разговорного стиля. А употребление просторечного слова уматывать в значении 'уходить' усиливает этот оттенок разговорности, способствует тому, чтобы слова струиться и матово также воспринимались как разговорно-бытовые.

Таким образом, распределение определенных стилистических свойств слов в тексте зависит и от слов «сигнализаторов», которые оказывают влияние на построение единого нормативного целого. В некоторых случаях, в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор, могут происходить изменения стилистических «возможностей» слов.


 

 
Похожие статьи:
Перейти на главную страницу Об именах собственных


Реклама Сапе

Реклама Сапе
free counters