Топонимика

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
В основу данного сайта положена интереснейшая книга под названием "Занимательная топонимика" автор: Г.П. Смолицкая 
Автор данного сайта надеется на то, что использованная информация поможет всем кого она заинтересовала в повышении уровня своих знаний и расширения кругозора. 
Вкладывая усилия по созданию данного сайта так же можно предположить, что он будет успешно развиваться принося пользу людям.

Всем кто посетил этот сайт и почерпнул здесь нужную ему информацию просьба обязательно при копированиии и использовании текстов статей обязательно ссылаться на данный сайт.

Так же можно связаться с автором сайта по email или обсудить некоторые вопросы на форуме сайта.

Предложения по улучшению и развитию сайта приветствуются!



Немного о группах слов

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ДАТЬ, НО НЕ ВРУЧИТЬ

Мы с вами знаем, что слова могут отличаться друг от друга по смыслу: одни из них близкие, другие — далекие. Именно они прежде всего составляют синонимические ряды. Но это еще не все. Они также отличаются  и  своими  стилистическими  свойствами.
Давайте рассмотрим следующую группу слов: дать, вручить, предоставить. Эти слова всем нам хорошо знакомы. Первое из них мы часто используем в нашем общении. Дай мне эту книгу, — говорите вы своему товарищу по парте. Другие же слышим на торжественном вечере, где лучшим из лучших вручают награды, грамоты за успехи в учебе, делах пионерских и комсомольских. Слыша эти слова, используя их, мы не задумываемся над особенностями их употребления. Но в них не все так просто, как кажется. Попробуем провести анализ и свести воедино разные толкования и в очередной раз поломаем голову над «детскими вопросами». Хотя они только называются «детскими», за ними чаще всего скрываются глубины истории языка народа.

Рассматриваемые нами слова объединяются общим значением передать. В толковых словарях современного русского литературного языка читаем: передать — 'вручить кому-либо, отдать, уступить свое в полное распоряжение другому', 'вручить, отдать кому- нибудь (взятое, полученное откуда-нибудь)'; давать — 'вручать кому что-либо; передавать из рук в руки'; 'вручать, заставлять брать, передавать из рук в руки'; вручить — 'передавать из рук в руки; отдавать, выдавать непосредственно, лично', 'отдавать в руки'; предоставить — 'отдать в распоряжение, пользование, отдать кого-либо, что-либо в чье-либо распоряжение'; 'дать в пользование, дать кому-нибудь возможность обладать кем-чем-нибудь*.

Следует отметить, что слово дать известно еще с древних времен. Оно встречается в рукописях XI—XIII веков: И гла ми... оче, дажь, ми мало воды. И изнесь тыкъвь свою д а х ъ ей. Она же вьзьмъшипить (Патерик Син.). У глагола дать много близкородственных слов в болгарском, чешском, сербскохорватском, литовском и других языках. Корень же этогослова тянется из древнеиндийского dadati, т. е. его значение в русском языке аналогично глаголу дать.

Глагол дать чаще всего сочетается со словами: книга, газета, карандаш, стакан, хлеб, сахар, вода,соль, яблоко, конфета, лекарство, игрушка, стул, спички, деньги и т. п. На основании типовой сочетаемостис конкретными предметами мы таким образом выясняем, что глагол дать является наиболее общим ицентральным в группе глаголов передачи. Он широкоиспользуется и в повседневном общении, и в художественной литературе:
— И ты больше не проси, чтобы он доставал тебе раковины, — строго говоритстарший брат и идет в ту сторону, куда убежал Коля.
—     Но я его не просила! — крикнула ему вдогонНаташа. — Он мне сам дал. Сказал, что у него теперь есть акваланг. — Наташа бежит, догоняет старшего брата.
—     Никакого у него акваланга нет, придумывает он все, — не останавливаясь, говорит старший брат.
—     Но я же ничего не знала, и, пожалуйста, возьмите, возьмите, пожалуйста, и отдайте Коле. Я у негоне просила, он сам мне дал эту раковину,
—     Ну, если дал сам, зачем же отдаешь?
—     Но вы же сказали.
—     Ничего я не говорил, а ты вот что: никого онне слушает, скажи ему, чтобы не доставал большераковин, а не то оглохнет.
—   И уходит (С. Воронин. Таежная развязка).Наиболее близки по семантике основному глаголу дать слова вручить и предоставить. В памятниках старой русской письменности наблюдается значение 'отдать в руки' слова вручить ещев XVII веке: Сие же писание прочетше, египтяне Нектанафа изволити в злате на столпь высоце среди Египта поставиша и в р у ч и ш а ему ону писание Александрия (Вяз.) (Словарь русского языка XI—XVII веков).

Особое значение в языке получает глагол вручатьв сочетаниях типа: вручать награду, орден, какой-либо знак, почетный приз, кубок, почетную грамоту, подарок, ордер на новую квартиру, ключи от новой квартиры, повестку, диплом, аттестат, верительные грамоты, приветственный адрес и др. в официальной обстановке.
Рассмотрение смысловых связей глагола вручить (вручать) показывает, что он входит в различные семантические связи слов, объединенных значением передачи какого-либо предмета из рук в руки, от одного лица к другому, когда акту передачи придается особое значение или когда важен передаваемый предмет:

Наши рейсы новые протянуты
К никому не ведомым краям.
И свои верительные грамоты
Мы вручим планетам, как друзьям.
(С. Смирнов. Романтика)

Интересно отметить расширение значений слова вручить в настоящее время. Описание его приводится в современных научных работах по лексикологии. А. А. Брагина в книге «Лексика языка и культура страны» (М., 1981) говорит о лексико-семантическом движении слов, о том, что они обнаруживают сложные переплетения системных и несистемных отношений, отражение в слове историко-социальных изменений. Именно поэтому важна классификация языковых новаций не только на основе словообразовательных аналогий, но и на основе семантических признаков. Новые или обновленные, заново осмысленные слова и словосочетания говорят и о сохранении старого жизненного уклада, и о внедрении, бурном развитии нового, которое не только поддерживает старые обычаи, но и расширяет значение слова. Например, хлебом-солью не только встречают гостя, дорогого уважаемого человека, но и преподносят хлеб-соль как знак доверия, пожелания успеха: Самый старый житель села торжественно вручил механизаторам, выезжающим в поле, хлеб-соль (Правда.— 1979. — 10 апр.). Но формируется и современная сочетаемость: вручить хлеб-соль (ср.: вручить награду, вымпел).
Новые или обновленные, заново осмысленные слова и словосочетания говорят и о сохранении старого жизненного уклада и о внедрении, бурном развитии нового... Старое развивается, новое рождается и внедряется в жизнь, и все вместе отражается в современном слове. Старое и новое слово, каждое по-своему, отражают день настоящий.

Слово предоставить чаще всего сочетается со словами: участок земли, квартира, помещение, средства, деньги, машина и т. п. — и кроме значения 'передать' обнаруживает оттенок значения 'цель пользования', 'в распоряжение определенного лица'. Например: предоставить — 'отдать в распоряжение, пользование, отдать кого-либо, что-либо в чье-либо распоряжение', 'дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо': Им предоставили в банке кредит как рабочим-застройщикам (В. Ф. Панова. Времена года); Ознакомившись с батареей, Звонарев вернулся к Жуковскому, который любезно предоставил ему одну из комнат своей опустевшей после отъезда жены квартиры (А. Н. Степанов. Порт-Артур).

130-131
Как  мы  видим   из   примеров,  здесь присутствует не только значение 'в распоряжениеопределенного лица', но и оттенок значения — 'временно'.
Интересно отметить, что в толковом словаре В. И. Даля выделяется в примере временной признак глагола предоставить: Он предоставил мне лошадей на неделю.

Из вышесказанного видно, что между синонимамидать, вручить, предоставить имеется не только смысловое, но и стилистическое различие. Синонимы отличаются друг от друга прежде всего сферой употребления. Слово вручить употребляется преимущественно в письменной речи, т. е. используется в официальной, деловой обстановке, свойственно языкуправительственных актов, постановлений, официальных бумаг, официальных речей и т. п. Окружениеглагола вручить словами, сигнализирующими об определенной стилистической значимости (например, использование слов директор, начальник цеха, военнослужащий и т. п. совместно с конкретными именами:приказ, деловые бумаги, документы и т. д.), подчеркивает это употребление: Войдя к Ремизову, Сабуроввручил ему приказ. Ремизов прочел приказ,потом спросил о Филинчуке. Повторился тот же короткий разговор, что и с Григорьевичем.
—     А документы не принес? — спросил Ремизов.
—     Нет, я их генералу отдал (К- М. Симонов. Днии ночи); Директор завода Дубченко вызвал к себеначальника мартеновского цеха и молча вручилему толстую тетрадь (В. Ф. Попов. Стальи шлак).
Используется в письменной речи и глагол предоставить. Он характерен преимущественно для книжного языка. Например, в художественной литературенаходим: На марше мне, как корреспонденту фронтовой газеты, было предоставлено почетное место в санях, на которых стояло орудие (В. Кожевников. Декабрь под Москвой); Законом мне,как командующему флотом, предоставленоправо смещать, назначать и перемещать командиров судов всех рангов (А. Н. Степанов. ПортАртур).

Глагол дать — опорное слово синонимического ряда — является нейтральным.
Таким образом, мы видим, что вроде бы известныеи простые слова дать, вручить, предоставить на самомделе такими не оказываются, что, употребляя их, мысчитаемся с теми общими и частными признаками,которые они несут.

 

 
Похожие статьи:
Перейти на главную страницу Об именах собственных


Реклама Сапе

Реклама Сапе
free counters